Симптоматическая фокальная эпилепсия

Симптомы и лечение фокальной эпилепсии

 

Эпилепсия фокальная диагностируется обычно у маленьких детей, но может развиться и у взрослых людей. Данное заболевание сопровождается характерными симптомами.

Информация о болезни

Фокальная симптоматическая эпилепсия характеризуется частичной симптоматикой, поскольку кора головного мозга повреждается не полностью. Фокальная эпилепсия диагностируется в 70 – 80% всех случаев. Больные с таким диагнозом получают III группу инвалидности, но при этом могут вести относительно нормальную жизнь.

Данное заболевание включено в группу гетерогенных. В основе развития симптоматической фокальной эпилепсии лежат:

  • нарушения процесса метаболизма в определенных участках головного мозга;
  • нарушения процесса кровоснабжения.

Несмотря на то что, как правило, болезнь проявляется в раннем детстве, она может развиться у человека в любом возрасте. Вот некоторые причины, по которым человек может заболеть:

  • черепно-мозговая травма, например, сотрясение мозга;
  • инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные на ногах;
  • различные заболевания внутренних органов;
  • воспалительный процесс, протекающий в головном мозге;
  • травмы при родах у новорожденных;
  • дисгенезия нервной ткани;
  • артериальная гипертензия;
  • дисплазия сосудов шеи;
  • остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  • серьезные нарушения мозгового кровообращения.

При этом фокальная эпилепсия может дать о себе знать даже через несколько лет после заболевания или травмы.

Классификация эпилептических поражений

Принято различать следующие виды симптоматической эпилепсии в зависимости от пораженной области:

  1. Височная. Она характеризуется нарушением тех долей мозга, которые отвечают за логическое мышление, слух, поведенческие особенности личности. Различают гиппокампальную, латеральную, неокортикальную и другие разновидности височной эпилепсии. В детском возрасте распространена амигдалярная форма.
  2. Лобная. Характеризуется нарушением речи, глубинными когнитивными расстройствами.
  3. Теменная. Характеризуется нарушением двигательных функций, может сопровождаться судорогами, парезами.
  4. Затылочная. Характеризуется нарушением зрения, координации движений, а также сопровождается быстрой утомляемостью больного.

Каждый из этих видов эпилепсии сопровождается характерными симптомами.

Клиническая картина при симптоматической фокальной эпилепсии

Симптомы зависят от того, какая зона мозга поражена. В связи с этим в медицине принята классификация приступов, которыми сопровождается фокальная эпилепсия. Такие приступы наблюдаются как у детей, так и у взрослых больных:

  1. Парциальный простой приступ. Характеризуется отсутствием значительных отклонений в когнитивном сознании. После приступа сознание больного может быть несколько спутанным, функционирует мозг, вегетативные, сенсорные и моторные функции.
  2. Парциальный комплексный, сложный приступ. Психомоторный приступ, который нередко развивается на фоне простого приступа. Характеризуется тем, что после него нарушается сознание, появляются навязчивые мысли и идеи, галлюцинации. Кроме того, нарушаются определенные системы организма, что зависит от зоны поражения. Какое-то время после приступа у больного спутанное сознание.
  3. Вторично генерализованный. Он возникает на фоне парциального приступа. Характеризуется полным выключением сознания. Может сопровождаться судорогами (но не всегда), вегетативными симптомами. У малышей приступ сопровождается сильной и частой рвотой, плаксивостью, повышенным потоотделением.

Кроме того, выделяют частичный, или фокальный, приступ. В данном случае тоже наблюдаются судороги, но они частичны, ведь повреждена только определенная доля мозга. Так, у больного может «свести» судорогой одну руку, могут подергиваться только пальцы, белки глаз начинают спонтанно вращаться и т. п.

Диагностика заболевания

Современная медицина располагает такими методами диагностики, которые позволяют выявить заболевание в самом начале его развития. Это значит, что можно предупредить дальнейшее развитие болезни еще на стадии ее зарождения. Диагностическое исследование преследует несколько целей:

  • исключить характерную для эпилепсии симптоматику;
  • определить форму приступа, который произошел с пациентом;
  • определить наиболее корректную и эффективную для конкретного пациента схему лечения.

Постановкой диагноза и назначением лечения занимается невролог. Когда ребенка приводят на консультацию к врачу с подозрением на эпилепсию, невролог в первую очередь собирает анамнез. Это подразумевает изучение жизни больного и истории болезни. Доктор собирает информацию о состоянии здоровья родителей, чтобы выявить фактор наследственности, выслушивает жалобы родителей и т. п. Особое внимание врач уделяет здоровью матери, поскольку у детей очень часто симптомы фокальной эпилепсии переходят именно от нее.

Кроме того, большое значение имеет и возраст больного. У малышей намного чаще, чем у взрослых, возникают осложнения.

На консультации родители (если приводят к врачу ребенка) или взрослый пациент должны быть готовы к тому, что невролог может поинтересоваться:

  • средней продолжительностью приступа;
  • частотой возникновения приступов;
  • возрастом, с которого начались приступы;
  • ощущениями, которые испытывает больной во время приступа;
  • факторами, ситуациями, которые предшествуют приступу;
  • мерами, которые помогают облегчить состояние, и их эффективностью.

Может понадобиться оценка не только родителей, но и друзей пациента, очевидцев приступа, ведь больной не может объективно оценить себя во время приступа. После беседы с родственниками и пациентом невролог направляет больного на аппаратную диагностику. Для постановки диагноза используют:

  • магнитно-резонансную томографию, или МРТ;
  • электроэнцефалограмму, или ЭЭГ.

Это основные методы, которые позволяют измерить показатели мозга, записать и визуализировать их. Кроме того, при помощи ЭЭГ можно выявить нарушения передачи электрических импульсов, что крайне важно, ведь именно эти нарушения являются основой эпилепсии.

Важно исследовать и тонус мышц, работу органов. Особое внимание уделяется подконтрольным поврежденным областям мозга.

Проводятся и дополнительные исследования, а именно:

  1. Лабораторные исследования. Исследуют уровень глюкозы в крови, показатели электролитов, наличие инфекций и др.
  2. Магнитно-резонансная спектроскопия.
  3. Позитронно-эмиссионная компьютерная томография, или ОФЭКТ.

Только после проведенных диагностических процедур врач ставит окончательный диагноз и назначает соответствующее лечение.

Методы лечения эпилепсии

Лечение направлено на то, чтобы освободить больного от приступов.

Лечится заболевание медикаментозно. Назначают антиэпилептические препараты (АЭП) в зависимости от характера приступов. При этом больному стараются назначить настолько минимальную дозу препарата, насколько это возможно. Это необходимо для достижения желаемого эффекта, но без побочных реакций.

Так, при простых и сложных приступах назначают «Клобазам», «Лакосамид», «Фенитоин», «Топирамат», «Вальпроат», «Зонисамид» и др. При генерализованных приступах могут назначаться «Карбамазепин», «Леветирацетам», «Прегабалин», «Тиагабин» и др.

При этом, если пациенту поставили диагноз недавно, всегда проводится монотерапия, то есть лечение одним препаратом, в остальных случаях может понадобиться проведение политерапии при помощи двух или трех (но не более) медикаментов.

Социализация больных эпилепсией

Если диагноз поставлен ребенку, то очень многое зависит от родителей. Очень важно, чтобы родители относились к ребенку как к здоровому человеку и воспитывали в нем такое же отношение к себе. Врачи дают такие рекомендации:

  • побуждать ребенка к общению со сверстниками;
  • выбирать обучение в школе, в классе, а не на дому;
  • организовать ребенку досуг, который будет включать общение с другими детьми, обучение чему-то новому.

Как правило, приступы фокальной эпилепсии у детей носят эпизодический характер и никак не влияют на их умственные способности. Дети могут учиться по обычной школьной программе. То же касается занятий спортом и физкультурой, с ограничением на упражнения, где неизбежны падения и травмы головы. Большинство детей впоследствии поступает в университеты, осваивает профессии.

http://www.youtube.com/watch?v=fqkAy3UXLqY

Нужно воспитывать в ребенке отношение к себе как к полноценной личности, значимой и нужной в семье. Если ребенок с детства будет ощущать себя значимым и нужным своим родным, с возрастом он будет также чувствовать себя нужным обществу. Важно обсудить этот вопрос и с учителями в школе, чтобы они относились к ребенку как к здоровому человеку и не делали ему никаких поблажек.

Если заболел уже взрослый человек, очень многое зависит от самого больного, а не только от его родственников. И здесь врачи тоже дают похожие рекомендации:

  • стремиться к общению с другими людьми;
  • не замыкаться в себе;
  • нагружать мозг, обучаться чему-то новому.

Очень важный момент – психологическая настройка. Если человек хочет жить полноценной жизнью, он должен гнать от себя мысли о собственной неполноценности, несостоятельности и т. д. Такая «психология инвалида» не приведет ни к чему хорошему. Напротив, оптимистичная жизненная позиция, социальная активность, позитивный настрой – это верный путь к выздоровлению.

http://www.youtube.com/watch?v=KiUKm7ssbTk

Очень важно, чтобы человек был не только социально, но и физически активен, вел здоровый образ жизни.




Добавить комментарий: